Профессорско-преподавательским составом кафедры дошкольного и начального образования 

осуществляется эффективное руководство научно-исследовательской деятельностью студентов

При кафедре функционирует студенческая научно-исследовательская лаборатория «Творческое проектирование» (руководитель – старший преподаватель Н.Ф.Захарченя).

Ежегодно кафедра организует международный научно-практический семинар «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы».

Научные работы выпускников специальностей «Дошкольное образование», «Начальное образование», выполненные под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры, получают дипломы I, II, III категорий на ежегодном Республиканском конкурсе научных работ.

Преподаватели кафедры подготавливают студентов к участию в международных конференциях, олимпиадах по дошкольному образованию, начальному образованию, иностранному языку.

Преподаватели кафедры совместно со студентами организуют и проводят дискуссионные площадки «Инновационные подходы в дошкольном и начальном образовании» в рамках работы Барановичского научно-образовательного форума «Новатор».

Участвуют в работе секции по дошкольному и начальному образованию в рамках работы Международной научно-практической конференции «Наука — практике».

 Направления научно-исследовательской работы преподавателей кафедры

Тема научно-исследовательской работы кафедры дошкольного и начального образования: «Формирование гибких компетенций (soft-skills) будущих педагогов» под руководством заведующего кафедрой Дубешко Натальи Григорьевны, кандидата педагогических наук.

 

 Тема «Развитие философии качества дошкольного образования в Беларуси». Исполнитель: Дубешко Наталья Григорьевна, кандидат педагогических наук.

Тема «Формирование гибких компетенций будущих педагогов в игровой деятельности». Исполнитель: Васильева Ольга Кирилловна, доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент.

Тема «Опережающее развитие детей дошкольного возраста». Исполнитель: Никашина Галина Александровна, доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент.

Тема «Компетентностный подход в повышении квалификации современного специалиста». Исполнитель: Глазырина Лариса Дмитриевна, профессор кафедры, доктор педагогических наук, професcор.

Тема «Формирование аксиологической компетенции у будущих специалистов дошкольного образования». Исполнитель: Кондратюк Светлана Васильевна, старший преподаватель, магистр педагогических наук.

Тема «Формирование маркетинговых компетенций будущих специалистов дошкольного образования». Исполнитель: Захарченя Наталья Фёдоровна, старший преподаватель.

Тема «Формирование у студентов гибких компетенций (развитие речи детей, ознакомление с художественной литературой)». Исполнитель: Королева Наталья Апполосовна, старший преподаватель, магистр педагогических наук.

Тема «Формирование у младших школьников логических умений в учебной деятельности». Исполнитель: Василевич Наталья Александровна, старший преподаватель, магистр педагогических наук.

 Результативность

Главные показатели научной и инновационной деятельности кафедры дошкольного образования и технологий, её важнейшие направления и новые тенденции за 2020-2021 г.г. в научно-исследовательской деятельности можно выделить:

Международное сотрудничество

23 апреля 2021 года ППС кафедры осуществили совместное проведение пленарного заседания в онлайн режиме XII Международного научно-практического семинара «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы» с представителями зарубежных университетов-партнеров и филиала кафедры, учреждений образования г. Барановичи и организовали заседание секции «Дошкольное образование в Приднестровье: опыт и перспективы развития». К проведению семинара редакционная коллегия от кафедры подготовила к изданию сборник научных статей.

Сотрудничество с университетами-партнёрами

27—28.02.2020 Н.Г. Дубешко, заведующий кафедрой, выступила (дистанционно) с докладом на тему «Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования с позиций гуманистического подхода» на Международном форуме «Гуманизация образовательного пространства», который проводился в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского», факультет психолого-педагогического и специального образования.

14 марта 2020 г. Н.Г. Дубешко, заведующий кафедрой, выступила на пленарном заседании с видео докладом «Гуманистический подход в формировании личности будущих педагогов» на XI Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы» (Шадринский государственный педагогический университет, Барановичский государственный университет, Таразский государственный педагогический университет в г. Шадринск).

27.05.2020 ППС кафедры приняли участие (дистанционно) с докладами во Всеукраинском научном онлайн-форуме «Качество профессиональной подготовки современного педагога: украинский и европейский измерения» на базе Киевского университета имени Бориса Гринченко (г. Киев, Украина).

26.09.2020 под руководством Н.Ф. Захарченя, старшего преподавателя кафедры и руководителя СНИЛ «Творческое проектирование», студенты-участники СНИЛ дистанционно представили видеоматериалы на конкурс в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» на фестиваль-конкурс «Наследники традиций», где были отмечены дипломами в различных номинациях.

Н.Г. Дубешко является участником Республиканского экспериментального проекта по теме «Разработка и апробация модели адаптивной образовательной среды для реализации образовательных программ среднего специального образования в условиях инклюзии (2019–2022)» (Пр. МО РБ от 30.07.2019 № 617).

Краткое изложение полученных результатов научной темы кафедры 

Наименование этапа работы 1.1. Проведение сравнительного анализа проблем реализации компетентностного подхода в высшей школе в образовательном пространстве Украины, России и Республики Беларусь.

Полученные результаты:

1. Васильева О.К. Современные технологии подготовки студентов к организации и руководству игровой деятельностью в учреждениях дошкольного образования / О.К.Васильева // Современное образование: традиции и инновации [Электронный ресурс]. В 2 ч. Ч. I. Теоретико-методологическиеаспекты = Modern education: traditions and innovations. P. I. Theoretical and methodologi-cal aspects : материалымеждунар. науч.-практ. конф., 25 окт. 2019 г. / Шадр. гос. пед. ун-т, Междунар. акад. наукпед. образования, Баранович. гос. ун-т, Ширак. гос. ун-тим. М. Налбандяна, Сургут. гос. пед. ун-т; отв. ред. Д. М. Гордиевских. – Электрон. текст. дан. (4,15 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2020. – 322 с. – 1 электрон. опт. диск  (CD-ROM). — Систем. требования: IBM PC; программа для чтения PDF-формата; дисковод CD-ROM; мышь. — Загл. с экрана. — С. 142—145.

2. Васильева О.К. Образная игрушка и ее возможности в развитии игр детей дошкольного возраста / О.К. Васильева // Мир детства и образование : сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020. — С. 9—12.

3. Дубешко Н.Г. Актуальность проблемы места и роли игрушки в образовании детей дошкольного возраста: экспертиза игрушек / Н.Г. Дубешко // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: сб. матер. XI Междунар. науч.-практич. конф. — Шадринск, 2020.

4. Захарченя Н.Ф. Модель формирования маркетинговых компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование» / Н.Ф. Захарченя // Современное образование: традиции и инновации [Электронный ресурс]. В 2 ч. Ч. I. Теоретико-методологическиеаспекты = Modern education: traditions and innovations. P. I. Theoretical and methodologi-cal aspects : материалымеждунар. науч.-практ. конф., 25 окт. 2019 г. / Шадр. гос. пед. ун-т, Междунар. акад. наукпед. образования, Баранович. гос. ун-т, Ширак. гос. ун-тим. М. Налбандяна, Сургут. гос. пед. ун-т; отв. ред. Д. М. Гордиевских. – Электрон. текст. дан. (4,15 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2020. – 322 с. – 1 электрон. опт. диск  (CD-ROM). — Систем. требования: IBM PC; программа для чтения PDF-формата; дисковод CD-ROM; мышь. — Загл. с экрана. — С. 153—157.

5. Кондратюк С. В. Формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста/ С.В.Кондратюк // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. статей ХI Международного научно-практического семинара (Барановичи 26—27 марта 2020 года) ; Н. Г. Дубешко (гл. ред.), Н. Ф. Захарченя (отв. ред.). — Барановичи : РИГ, 2020. — 304—306.

6. Кондратюк С.В. Формирование игровой компетентности слушателей в системе переподготовки специалистов по специальности «Дошкольное образование» / С.В.Кондратюк // Современное образование: традиции и инновации [Электронный ресурс]. В 2 ч. Ч. I. Теоретико-методологическиеаспекты = Modern education: traditions and innovations. P. I. Theoretical and methodologi-cal aspects :  материалымеждунар. науч.-практ. конф., 25 окт. 2019 г. / Шадр. гос. пед. ун-т, Междунар. акад. наукпед. образования, Баранович. гос. ун-т, Ширак. гос. ун-тим. М. Налбандяна, Сургут. гос. пед. ун-т; отв. ред. Д. М. Гордиевских. – Электрон. текст. дан. (4,15 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2020. – 322 с. – 1 электрон. опт. диск  (CD-ROM). — Систем. требования: IBM PC; программа для чтения PDF-формата; дисковод CD-ROM; мышь. — Загл. с экрана. — С. 160—162.

7. Кондратюк С.В. Формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к природе в процессе экспериментальной деятельности / Д.И.Кунцевич, С.В.Кондратюк // II Международные педагогические и гуманитарные научные чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., 11–12 дек. 2019 года / Междунар. акад. наук пед. образования, Баранович. гос. ун-т, Тараз. гос. пед. ун-т, Шадр. гос. пед. ун-т, каф. филологии и социогуманитар. дисциплин, Науч.-метод.центр филол. образования и коммуникац. практик ; отв. ред. Ю.А. Ястремская. — Шадринск : ШГПУ, 2020. – С. 183—187.

8. Королёва Н.А. Пути совершенствования работы по формированию у студентов soft skills: из опыта работы факультета педагогики и психологии / Н.А.Королёва // Современное образование: традиции и инновации [Электронный ресурс]. В 2 ч. Ч. I. Теоретико-методологическиеаспекты = Modern education: traditions and innovations. P. I. Theoretical and methodologi-cal aspects : материалымеждунар. науч.-практ. конф., 25 окт. 2019 г. / Шадр. гос. пед. ун-т, Междунар. акад. наукпед. образования, Баранович. гос. ун-т, Ширак. гос. ун-тим. М. Налбандяна, Сургут. гос. пед. ун-т; отв. ред. Д. М. Гордиевских. – Электрон. текст. дан. (4,15 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2020. – 322 с. – 1 электрон. опт. диск  (CD-ROM). — Систем. требования: IBM PC; программа для чтения PDF-формата; дисковод CD-ROM; мышь. — Загл. с экрана. — С. 162—165.

9. Королёва Н.А. Педагогические условия руководства двигательной деятельностью детей дошкольного возраста / Н.А.Королёва // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. статей ХI Международного научно-практического семинара (Барановичи 26—27 марта 2020 года) ; Н. Г. Дубешко (гл. ред.), Н. Ф. Захарченя (отв. ред.). — Барановичи : РИГ, 2020. — 112—114.

10. Никашина Г. А. Активизация художественного познания как основа опережающего развития интеллектуально-творческого потенциала дошкольников / Г.А.Никашина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. статей ХI Международного научно-практического семинара (Барановичи 26—27 марта 2020 года) ; Н. Г. Дубешко (гл. ред.), Н. Ф. Захарченя (отв. ред.). — Барановичи : РИГ, 2020. — 29—32.

11. Никашина Г.А. Опережающее развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольников в контексте становления эстетических чувств / Г.А.Никашина // II Международные педагогические и гуманитарные научные чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., 11–12 дек. 2019 года / Междунар. акад. наук пед. образования, Баранович. гос. ун-т, Тараз. гос. пед. ун-т, Шадр. гос. пед. ун-т, каф. филологии и социогуманитар. дисциплин, Науч.-метод.центр филол. образования и коммуникац. практик ; отв. ред. Ю.А. Ястремская. — Шадринск : ШГПУ, 2020. – С. 190—197.

12. Никашина Г.А. Формирование способов деятельности как основа опережающего развития интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста / Г.А. Никашина // Современное образование: традиции и инновации [Электронный ресурс]. В 2 ч. Ч. I. Теоретико-методологическиеаспекты = Modern education: traditions and innovations. P. I. Theoretical and methodologi-cal aspects :  материалымеждунар. науч.-практ. конф., 25 окт. 2019 г. / Шадр. гос. пед. ун-т, Междунар. акад. наукпед. образования, Баранович. гос. ун-т, Ширак. гос. ун-тим. М. Налбандяна, Сургут. гос. пед. ун-т; отв. ред. Д. М. Гордиевских. – Электрон. текст. дан. (4,15 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2020. – 322 с. – 1 электрон. опт. диск  (CD-ROM). — Систем. требования: IBM PC; программа для чтения PDF-формата; дисковод CD-ROM; мышь. — Загл. с экрана. — С. 99—102.