Специальность |
1-01 02 01 «Начальное образование» |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Государственный компонент; модуль «Методика естественнонаучного образования младших школьников» |
Семестр изучения |
5 семестр |
Трудоёмкость в зачётных единицах |
5 зачётных единиц |
Количество академических часов |
180 академических часов (84 аудиторных часа, 96 часов самостоятельная работа) |
Форма промежуточной аттестации |
5 семестр — экзамен |
Формируемые компетенции
|
Универсальная компетенция УК-6. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; Базовая профессиональная: БПК-1. Проектировать процесс обучения, ставить образовательные цели, отбирать содержание учебного материала, методы и технологии на основе системы знаний в области теории и методики педагогической деятельности; БПК-5. Осуществлять отбор содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, применять их в образовательном процессе с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. |
Результаты обучения |
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен: знать: - цель, задачи, основные понятия и категории, исторические этапы развития, концептуальные подходы и современные идеи методики преподавания естествознания на I ступени общего среднего образования; - цели и задачи обучения, развития и воспитания младших школьников средствами учебного предмета «Человек и мир»; - принципы отбора содержания учебного предмета «Человек и мир»; - пути формирования и развития естественнонаучных и исторических представлений и понятий на I ступени общего среднего образования; - особенности, структуру, содержание учебного предмета «Человек и мир» в каждом классе I ступени общего среднего образования; - средства обучения предмету «Человек и мир»; - методы и приемы обучения при изучении образовательных компонентов «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество»; - возможности и пути применения элементов образовательных технологий на уроках «Человек и мир»; - классификацию форм обучения; типологию, структуру, методику организации и проведения уроков, экскурсий, внеурочных и внеклассных занятий по предмету «Человек и мир»; - формы и методы контроля и оценки знаний; уметь: - применять научно-методические знания для решения практических задач профессиональной деятельности: планирование обучения, формирования представлений и понятий, системы отношений к окружающему миру, умений и навыков познания природы, развития личности обучающегося; - осуществлять учебно-исследовательскую деятельность; - определять тип и структуру урока по предмету «Человек и мир», формулировать образовательные, развивающие и воспитательные задачи, определять систему формируемых представлений и понятий; - творчески применять разнообразные средства, методы, приемы обучения и современные образовательные технологии; - организовывать наблюдения учащихся в природе; - управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью обучающихся, оценивать их учебные достижения; - организовывать и проводить внеурочные и внеклассные занятия по предмету «Человек и мир», использовать разнообразные приемы природоохранной работы с младшими школьниками; - анализировать и корректировать результаты педагогической деятельности; владеть: - навыками целеполагания в процессе организации образовательного процесса; - содержанием, основными средствами и методами обучения; - приемами планирования, конструирования и оценки учебной деятельности младших школьников на уроках «Человек и мир»; - аналитическими и исследовательскими умениями с целью изучения эффективности образовательного процесса. |
Пререквизиты |
Для изучения данной учебной дисциплины студенты должны успешно освоить следующие учебные дисциплины: «Дидактика начальной школы», «Общая психология», «Педагогические технологии в начальной школе», «Основы естествознания», «Основы биологии» «Землеведение и краеведение». |
Краткое содержание учебной дисциплины |
В процессе изучения дисциплины обеспечивается освоение обучающимися теоретических основ методики преподавания учебного предмета «Человек и мир», ознакомление с историей становления и развития естественнонаучного образования в начальной школе; овладение основами процесса формирования у младших школьников элементарных представлений и понятий об объектах и явлениях природы, о явлениях общественной жизни, строении и функционировании организма человека; навыков познания окружающего мира (наблюдение, опыт, сравнение, классификация и др.); усвоение научно-методических основ формирования у младших школьников элементарных исторических и обществоведческих понятий и представлений; формирование у обучающихся в профессиональных компетенций построения образовательного процесса на основе стандартов образования, концепций и директивных документов; формирование профессиональных умений и навыков творческого подхода к педагогической деятельности, рационального использования учебного времени, целесообразного сочетания форм, методов, приемов организации учебных занятий и внеклассной работы по предмету «Человек и мир»; приобретение опыта деятельности по освоению и применению современных образовательных технологий в процессе преподавания учебного предмета «Человек и мир». |