Кафедра дошкольного и начального образования
 
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Методика преподавания предмета «Человек и мир»

Методика преподавания предмета «Человек и мир»

Специальность

1-01 02 01 «Начальное образование»

Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Государственный компонент; модуль «Методика естественнонаучного образования младших школьников»

Семестр изучения

5 семестр

Трудоёмкость в зачётных единицах

5 зачётных единиц

Количество академических часов

180 академических часов (84 аудиторных часа,

96 часов самостоятельная работа)

Форма промежуточной аттестации

5 семестр — экзамен

Формируемые компетенции

 

Универсальная компетенция

УК-6. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

Базовая профессиональная:

БПК-1. Проектировать процесс обучения, ставить образовательные цели, отбирать содержание учебного материала, методы и технологии на основе системы знаний в области теории и методики педагогической деятельности;

БПК-5. Осуществлять отбор содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, применять их в образовательном процессе с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Результаты обучения

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

знать:

-     цель, задачи, основные понятия и категории, исторические этапы развития, концептуальные подходы и современные идеи методики преподавания естествознания на I ступени общего среднего образования;

-     цели и задачи обучения, развития и воспитания младших школьников средствами учебного предмета «Человек и мир»;

-     принципы отбора содержания учебного предмета «Человек и мир»;

-     пути формирования и развития естественнонаучных и исторических представлений и понятий на I ступени общего среднего образования;

-     особенности, структуру, содержание учебного предмета «Человек и мир» в каждом классе I ступени общего среднего образования;

-     средства обучения предмету «Человек и мир»;

-     методы и приемы обучения при изучении образовательных компонентов «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество»;

-     возможности и пути применения элементов образовательных технологий на уроках «Человек и мир»;

-     классификацию форм обучения; типологию, структуру, методику организации и проведения уроков, экскурсий, внеурочных и внеклассных занятий по предмету «Человек и мир»;

-               формы и методы контроля и оценки знаний;

уметь:

- применять научно-методические знания для решения практических задач профессиональной деятельности: планирование обучения, формирования представлений и понятий, системы отношений к окружающему миру, умений и навыков познания природы, развития личности обучающегося;

- осуществлять учебно-исследовательскую деятельность;

- определять тип и структуру урока по предмету «Человек и мир», формулировать образовательные, развивающие и воспитательные задачи, определять систему формируемых представлений и понятий;

- творчески применять разнообразные средства, методы, приемы обучения и современные образовательные технологии;

- организовывать наблюдения учащихся в природе;

- управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью обучающихся, оценивать их учебные достижения;

- организовывать и проводить внеурочные и внеклассные занятия по предмету «Человек и мир», использовать разнообразные приемы природоохранной работы с младшими школьниками;

- анализировать и корректировать результаты педагогической деятельности;

владеть:

- навыками целеполагания в процессе организации образовательного процесса;

- содержанием, основными средствами и методами обучения;

- приемами планирования, конструирования и оценки учебной деятельности младших школьников на уроках «Человек и мир»;

- аналитическими и исследовательскими умениями с целью изучения эффективности образовательного процесса.

Пререквизиты

Для изучения данной учебной дисциплины студенты должны успешно освоить следующие учебные дисциплины:

«Дидактика начальной школы», «Общая психология», «Педагогические технологии в начальной школе», «Основы естествознания», «Основы биологии» «Землеведение и краеведение».

Краткое содержание учебной дисциплины

В процессе изучения дисциплины обеспечивается освоение обучающимися теоретических основ методики преподавания учебного предмета «Человек и мир», ознакомление с историей становления и развития естественнонаучного образования в начальной школе; овладение основами процесса формирования у младших школьников элементарных представлений и понятий об объектах и явлениях природы, о явлениях общественной жизни, строении и функционировании организма человека; навыков познания окружающего мира (наблюдение, опыт, сравнение, классификация и др.); усвоение научно-методических основ формирования у младших школьников элементарных исторических и обществоведческих понятий и представлений; формирование у обучающихся в профессиональных компетенций построения образовательного процесса на основе стандартов образования, концепций и директивных документов;  формирование профессиональных умений и навыков творческого подхода к педагогической деятельности, рационального использования учебного времени, целесообразного сочетания форм, методов, приемов организации учебных занятий и внеклассной работы по предмету «Человек и мир»; приобретение опыта деятельности по освоению и применению современных образовательных технологий в процессе преподавания учебного предмета «Человек и мир».

 

Адрес:
ауд. 303, корпус 1, ул.Парковая, 62, 225401 г.Барановичи, Брестская обл.

Заведующий кафедрой:
Дубешко Наталья Григорьевна
Телефон кафедры:
+375 163 68 02 12

E-mail:
pte@barsu.by

Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию?